Конкурсное задание «Моя педагогическая философия»

Интерес к учению есть только там,

где есть вдохновение, рождающееся от успеха

Василий Александрович Сухомлинский

     Учителя  вдохновляют своих учеников. Это вдохновение берётся из любви учителя к преподаваемому им предмету, настоящий учитель должен  обладать заразительным энтузиазмом. По-моему, этот энтузиазм есть у многих, но они не могут стать учителями, потому что у них нет любви к  своему  делу. Я как учитель математики убеждена, что к детям надо идти человеком, влюбленным в эту науку, только тогда попытки развить интерес и понимание этих формул, цифр, вычислений принесут свои плоды, и произойдет познание радости от знакомства с удивительными тайнами. Я стараюсь открыть ребятам такие стороны своего предмета, чтобы они поняли, что математика – это не сухие вычисления и цифры, а удивительно красивый мир чисел. Люблю решать с детьми занимательные задачи. Постоянно применяю нетрадиционные методы.  Я люблю свою работу! Выбор профессии учителя –  для меня это поступок. И я ни о чём не жалею! Я благодарна преподавателям, которые вдохновили меня и повлияли на мой профессиональный выбор.

Я росла в простой многодетной семье, в которой работал только отец. В начальной школе училась  неважно. Сейчас часто вспоминаю, как смотрела на отличницу Наташу, и думала: «Я тоже хочу учиться на пятерки!». Тогда Любовь Алексеевна Веренина, моя первая учительница, сказала мне одну фразу: «Ты все можешь, главное верь в себя и трудись! Только трудолюбие и упорство может привести человека к успеху!»  К 9 классу я успевала по всем предметам на «отлично». Сработало! И до сих пор работает!   Наставления Любови Алексеевны  я часто повторяю своим детям и своим ученикам.  Насколько важно для каждого ребенка, кто ведет его за руку, кто вдохновляет его на новые открытия. Это, пожалуй, и есть наше предназначение, наше великое дело.

Однажды в школе проводили день самоуправления, и мне посчастливилось вести урок у второклашек. Помню, как не могла уснуть, все волновалась, что забуду что-нибудь сказать. Уже тогда поймала себя на мысли,  что как здорово быть учителем! Когда ты способен удивлять, рассказывать что-то новое, интересное. Правда,  тогда о том, что буду учителем математики я даже и не подозревала. Меня всегда увлекала генетика и биология.   Но так  сложилось, химико-биологический класс не сформировался, и я попала в 10 «А» (математический класс). Учитель математики Прудникова Ольга Александровна с таким энтузиазмом и любовью рассказывала любую тему,  что,  никогда особо не увлекаясь математикой, я вдруг увидела, сколько в этой науке красоты и логики.  За два года  я поняла: математика — мой путь! Мне захотелось быть похожей на Ольгу Александровну! Быть увлеченной делом, получать удовольствие от результата! Как она гордилась нами – ее учениками! И мы, в свою очередь, не подводили ее. И опять получается, что огромное влияние на мое становление, как личности, оказал учитель — Ольга Александровна.

Это было трудное время конца 90-х годов. Многие уговаривали меня от поступления в педагогический университет, да еще и на физико-математический факультет. И только моя мама говорила: «Иди, никого не слушай! У тебя получиться!».

Студенческие годы! Первая практика! И вдруг приходит понимание, что выбрала профессию, которая требует огромной ответственности! Готова ли я была тогда к ней? Не помню, но со мной по жизни всегда были педагоги, которые верили в меня и мои силы. Я училась у лучших преподавателей ВУЗа. Вероника Романовна Ясницкая, преподаватель по педагогике, не скрывала, что в школе работать трудно. Откровенно рассказывала разные школьные истории. Но говорила о школе с восхищением! Она часто повторяла слова Генри Форда: «Воздух полон идей. Они постоянно стучатся к вам в голову. Вы просто должны знать, чего вы хотите, затем забыть это и заниматься своим делом. Идея придёт внезапно. Так было всегда».  Заниматься своим делом! Вот что самое главное!

Я работаю в школе более   8 лет,   и уверена, что я занята своим делом. Про себя уверенно могу сказать, что иду на работу с удовольствием. Прихожу в школу с улыбкой, потому как знаю, что должна быть примером для своих учеников. В школе день пролетает мгновенно…. каждый день не похож на другой.
Три слова, которые меня характеризуют это мобильность, креативность и позитивность.
Мобильность, потому что мне часто приходится работать над собой, каждый день мы, педагоги, оказываемся в новой для себя ситуации. И чтобы быть в курсе современных тенденций мне приходится постоянно учиться, идти в ногу со временем, я обязана не отставать, чтобы быть интересным сегодняшним ученикам.
Творчество или креативность: я не представляю себя без творчества. Не смотря на то, что математика фундаментальная наука, требующая чёткости и строгости в своём преподавания.
Позитивность. Я, ребёнок, который вырос в 90-е. Тогда нашей многодетной семье пришлось буквально выживать. Но мама научила меня в любом преодолении искать позитив. Улыбаться, приходить на помощь тем, кто ждёт помощи. И сегодня я стараюсь  всегда смотреть на трудности как на приключение!

Есть еще одно качество, без которого нельзя быть учителю – доброта. Я на протяжении многих лет стараюсь поддерживать на своих уроках атмосферу доброжелательности и доверия. Перед детьми нельзя притворяться, они сразу уловят фальшь. Надо быть умным, справедливым, естественным – вот и вся философия. Но главное – добрым.  Ни сентиментальным, ни жалостливым, а добрым. Добро само по себе активное движущее начало, а когда работаешь с детьми, доброта должна стать основополагающим профессиональным качеством.

Моя профессия – действительно одна из самых главных.  Задумайтесь, образ учителя, особенно первого, хранят в своей памяти все – и безусые юнцы, и седовласые старцы. Школьные годы оставляют в памяти людей неизгладимые, нестираемые временем впечатления. Очень часто в их воспоминаниях присутствует образ учителя. Поэтому, когда иду  на урок, думаю о том, какой образ оставлю в памяти детей сегодня.     Современный учитель должен быть интеллигентным и эрудированным, энергичным и мобильным. Он должен стремиться вырастить свободного, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего и счастливого гражданина. Учитель только тогда учитель, когда ученики с удовольствием идут  на его урок, когда они знают, что предстоит встреча с новым, увлекательным, необычным. Я продолжаю дело своих учителей, с энтузиазмом вдохновляю своих учеников на новые открытия! «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь…